Обзор российского рынка шоколадных изделий
товарный и рекламный аспекты
при поддержке
Содержание
Содержание

Мировой рынок

По результатам большинства исследований и мнений экспертов, мировой рынок шоколада последние два-три года развивается достаточно стабильно и показывает рост в среднем около 2% в год. Согласно данным Международной организации по какао, в США потребляют больше шоколада, чем в какой-либо другой стране мира. Потребители этой страны предъявляют спрос в основном на качественную, но недорогую продукцию, а также на продукцию с необычными вкусами (например, бекона или васаби). Стремление к здоровому питанию пока не является решающим фактором для американского рынка. Один из основных источников спроса на шоколадную продукцию — испаноязычное население.

Западная Европа остается крупнейшим рынком шоколада в мире, однако замедление его роста указывает на появление признаков насыщения. По данным Центра исследований кондитерского рынка (далее – ЦИКР), объемы потребления шоколада в Швейцарии в 2014 году составили 11,7 кг в год на душу населения, в Германии – 12,2 кг. Кроме этих стран, в первую европейскую десятку по потреблению шоколада на душу населения входят Нидерланды, Великобритания, Ирландия, Австрия, Дания, Финляндия, Бельгия, Франция. Потребители в этих странах уделяют все больше внимания проблемам здоровья, что отражается на выпускаемой продукции: появились и обосновались на рынке такие виды шоколада, как для вегетарианцев, шоколад без добавок, шоколад, произведенный при соблюдении экологических стандартов (organic chocolate) и др. Потребление в восточноевропейских странах существенно ниже: в среднем их жители съедают в год по 2,75 кг шоколада и шоколадных конфет.

В Китае, несмотря на то что изначально развитие шоколадной индустрии тормозилось из-за распространенной у населения лактозной недостаточности, с 2009 года продажи шоколада взлетели на 40% и с тех пор по настоящее время продолжают увеличиваться. По оценке Международной организации какао, потребление какао в Китае выросло почти в два раза — с 40 тыс. тонн в 2010 году до 70 тыс. тонн в 2014 году. Большой популярностью пользуется шоколад премиум-класса, причем более половины всей продаваемой продукции приобретается в подарок. Также в Китае процветает рынок горького шоколада с очень высоким содержанием какао-продуктов, который пополняется новыми марками премиум-класса (например, от Ferrero Rocher и производителя эксклюзивного шоколада Senz). По прогнозам компании Hershey, к 2017 году Китай выйдет на второе место после США по потреблению шоколада.

В Индии потребление какао выросло за последние четыре года с 25 тыс. тонн до 40 тыс. тонн. Увеличивающийся спрос на развивающихся рынках — главный драйвер роста всего мирового рынка какаосодержащих товаров. Несмотря на то, что до последнего времени потребление шоколада в Азиатско-Тихоокеанском регионе считалось самым низким в мире на душу населения и то, что в регионе продается лишь около 10% всего шоколада, согласно исследованиям Euromonitor (2013 год), к 2018 году мировой рынок может вырасти в два раза именно за счет Индии, Китая и Саудовской Аравии.

Чего хотят потребители

Согласно психологическим исследованиям, покупатели шоколада рассматривают его как возможно вредное, но очень вкусное лакомство, которое они зачастую покупают спонтанно. Однако при ближайшем рассмотрении можно выделить три различных типа покупателей, каждый из которых отличается своим особым поведением и требованиями.

Покупатели, больше всего ценящие удобство. К этой категории потребителей относятся прежде всего те любители шоколада, которые предпочитают забежать за батончиком или плиткой в ближайший магазин или приобрести целую упаковку во время еженедельного похода за покупками. Учитывая, что удобство обретает все большую важность для покупателей, испытывающих дефицит времени, растут продажи порционного шоколада. Чтобы захватить эту нишу, производители шоколада премиум-класса (например, Godiva) пересматривают свою стратегию, выпуская плитки меньших размеров. Стремление покупателей к удобству также вызвало рост популярности (особенно на западных рынках) шоколадной продукции в семейных упаковках (sharing bags), которая удобна тем, что ей можно поделиться с компанией или оставить на потом. Mars предложил потребителю батончики с оберткой, которая легко скручивается после использования, позволяя отложить оставшуюся часть.

Покупатели, для которых основное значение имеет соотношение цена/качество. На многих рынках при покупке шоколада потребители прежде всего обращают внимание на соотношение цены и качества. В США, например, к этой категории относится 79% потребителей, хотя, по данным Mintel Oxygen, 70% считают немаловажной известность марки шоколада и предъявляют соответствующие требования к производителям. Соотношение цены и качества представляет особую важность для покупателей в тех странах, где средний класс еще формируется и уровень его доходов существенно отстает от доходов среднего класса в западных странах. Вполне закономерно, что при такой разнице в уровне доходов и требованиях быстрорастущего среднего класса производителям сложно придерживаться какого-то единого ценового подхода. Хотя доходы населения развивающихся стран продолжают расти, значительная доля потребителей сохраняет приверженность к более дешевой продукции. На развивающихся рынках набирают популярность универсальные розничные магазины, которые предлагают более широкий ассортимент по низким ценам.

Покупатели, предпочитающие элитную продукцию. Элитная шоколадная продукция завоевывает все большую популярность у любителей шоколада, и не только в развитых странах. «Психология потребителей такова, что даже дорогой шоколад воспринимается как доступная роскошь», — считает Марсия Могелонски, аналитик международного рынка продуктов питания из исследовательского агентства Mintel. Сейчас наблюдается тенденция к увеличению доли продукции премиум-класса, а также появлению у таких брендов, как Godiva и Lindt, налета «массовости» на фоне растущего стремления потребителей к ежедневной роскоши.

Взгляд в будущее: какой шоколад будет представлен на рынке в 2030 году

Изменения, происходившие на протяжении последних лет, позволяют определить основные направления развития индустрии.

Доминирование среднего класса. Чтобы удовлетворить запросы наиболее требовательных покупателей, производители, скорее всего, будут предлагать рынку больше шоколадной продукции, созданной в соответствии со всеми этическими, экологическими и прочими стандартами. Также представители среднего класса будут предъявлять больший спрос на подарочный шоколад премиум-класса и сезонные новинки.

Индивидуальный подход. Шоколад, созданный с учетом индивидуальных вкусов человека, может стать совершенно обыденным явлением. Учитывая, что вкусовые предпочтения потребителей становятся все более взыскательными, в дальнейшем шоколад с необычными вкусами станет нормой, покупатели смогут комбинировать различные вкусы, и, скорее всего, у них даже появится возможность стать дизайнерами собственной упаковки.

Новые каналы сбыта: интернет также в тренде. Для того чтобы удовлетворить запросы покупателей, любящих удобство, в будущем шоколад будет продаваться в самых различных магазинах — начиная от кофеен и заканчивая магазинами здоровых продуктов. По продажам будут по-прежнему лидировать супермаркеты и дискаунтеры, особенно среди потребителей, придающих наибольшее значение выгодности покупки. По мере увеличения количества предпочитающих элитную продукцию потребителей на полках массмаркета может появиться и шоколад премиум-класса. В дальнейшем производители, возможно, будут стремиться увеличить продажи более дорогой продукции за счет открытия собственных магазинов, что с успехом уже сделали, например, Hershey и Mars.

Также можно предположить, что активно будут развиваться продажи шоколадных изделий через интернет. Например, интернет-магазин компании Hershey предлагает покупателям не только шоколад и другие кондитерские изделия, но и одежду – толстовки, кепки, носки с логотипами торговых марок компании. В России через интернет в основном продают элитный шоколад или же осуществляют оптовые поставки массовых сортов шоколадной продукции.

Хотите получать информацию о новых номерах AdIndex Market
* - поля обязательные для заполнения