Технологические тренды,
или какое оно – идеальное цифровое будущее

Инновации, о которых мы раньше не могли и мечтать, сегодня стали настолько обыденными и понятными, что мы перестали обращать на них внимание. Международное агентство FleishmanHillard изучило более миллиарда публикаций в Twitter, чтобы понять, какие технологии больше всего волнуют пользователей социальной сети. AdIndex предлагает заглянуть в будущее и узнать, что об этом думают иностранные и российские эксперты

Мы часто используем социальные сети, чтобы обсудить с друзьями и коллегами актуальные темы или поделиться своим мнением по тому или иному вопросу. С помощью ключевых слов специалисты из FleishmanHillard проанализировали твиты о технологиях, которые публиковались с января 2017 года по октябрь 2018 года. Впоследствии результаты исследования были сгруппированы по темам и дополнены комментариями экспертов. Так какие технологические тренды больше всего волнуют людей?

IoT и 5G

Помните про такое направление, как интернет вещей (IoT)? Да, в последние годы в этой сфере не было прорывных идей, однако она постепенно развивается. Анализ Twitter показал, что особенный ажиотаж вызывает выход на рынок нового поколения мобильной связи – 5G. Популярность этой темы в сети увеличилась в объеме с 42% в 2017 году до 58% в 2018 году.

«5G – это большой шаг в развитии мобильных технологий. Пятое поколение мобильной связи навсегда изменит то, как мир обменивается информацией. Потенциально скорости передачи данных смогут превысить возможности человеческого мозга. Благодаря этому вырвутся вперед технологии виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR), ведь удастся устранить те задержки, которые обычно происходят при использовании подобных устройств. Когда 5G запустится, возможности бизнеса будет сдерживать только воображение», – комментирует Mo Катибе, директор по маркетингу AT&T.

Интернет вещей позволит преобразиться не только нашим домам и окружению, но также будет полезен и бизнесу. «Благодаря IoT и развивающемуся пятому поколению мобильной связи в следующие несколько лет удастся активнее использовать граничные вычисления (позволяют обрабатывать данные рядом с их источником, а не в удаленном облаке – Прим. ред.,) в тандеме с облачной аналитикой, что в корне изменит представление о технологиях», – подчеркивает Джордано Альбертацци, президент Vertiv в регионе EMEA.

«IoT, несмотря на кажущуюся стагнацию на уровне новых устройств, уже проникает в нашу повседневную жизнь значительно глубже, чем мы замечаем. Сейчас это происходит внутри каждого сервисного приложения или сайта, которым мы пользуемся. «Яндекс.Такси» или «Яндекс.Еда» уже заранее предлагают нужные маршруты. Даже Facebook научился правильно подсказывать рестораны и достопримечательности в новых локациях. Уже все ключевые игроки пришли к пониманию, что данными нужно обмениваться, скоро информация о привычках пользователей выйдет за пределы отдельных замкнутых контуров.

Для следующего большого шага вперед должны усовершенствоваться предиктивные алгоритмы и, конечно, инфраструктура. Пока нет простого и удобного единого центра управления, подключающего к себе разные устройства. В целом таким устройством может стать смартфон. Он способен и накопить данные, и агрегировать их из разных приложений, и самостоятельно совершить оплату, и прислать уведомление пользователю. Я не понимаю, почему моя кофемашина до сих пор не в состоянии заказать новую порцию капсул, пол не может сам вызвать клининг, а зеркало в ванной не предлагает взять зубную пасту в другом магазине по акции. Подобные технологии вполне реальны».

Микаэль Гусейнов,
управляющий партнер Scanners
Альтернативная реальность

Как уже было сказано ранее, пятое поколение мобильной связи даст толчок к развитию других реальностей, таких как VR, AR или MR (смешанная реальность). Неудивительно, что интерес к подобным разработкам увеличивается и со стороны рядовых пользователей, которые все чаще обсуждают VR и AR в социальных сетях.

«Виртуальная и дополненная реальности существуют уже давно, однако с каждым годом становятся эффективнее и доступнее. В результате оба направления все более привлекательны для рынка. Если говорить про VR в 2019 году, то к нему возрастет интерес со стороны новых секторов бизнеса. Да, индустрия развлечений по-прежнему стимулирует основные продажи, однако все чаще подобные решения будут использовать в ритейле, производстве или медицине. Например, VR подойдет для обучения персонала.

Что касается дополненной реальности, то здесь наблюдается противоположный тренд – это все еще новое направление, поэтому в первую очередь его подхватит индустрия развлечений», – отметил Ник Кнупфер, Head of Brand & Creative одного из крупнейших производителей процессоров AMD.

«Альтернативная реальность – уже не будущее, а настоящее. Многие бренды, в том числе и в России, активно используют VR для демонстрации преимуществ своих продуктов. Например, застройщики показывают планировку квартиры потенциальным покупателям, предлагая им надеть очки виртуальной реальности и погрузиться в атмосферу своего будущего жилья. С каждым годом мы наблюдаем постоянный прирост технологических мощностей – соответственно, VR-технологии будут все более реалистичными, масштабными и, конечно, лучше продающими те товары, которые они рекламируют».

Анастасия Сорокина,
операционный директор компании Reffection
Квантовые компьютеры

Массовое применение квантовых компьютеров позволит (в теории) гораздо быстрее производить сложные вычисления, что неизменно отразится на бизнесе, науке и всем остальном. И пускай разработка полноценного квантового компьютера все еще далека от завершения, анализ Twitter показывает, что эта тема все больше заботит людей. Многие обсуждают нехватку талантов, которые бы помогли в продвижении квантовых технологий. Стоит ожидать, что эта тема станет особенно важной в 2019 году.

«В гонку за «квантовое превосходство» сегодня вовлечены огромные бюджеты и одни из ярчайших умов планеты. Поэтому мы обязательно увидим то, как развитие квантовых вычислений отразится на классическом IT. Корпорации уже сейчас стараются оценить потенциал подобных технологий и создать квантовые вычислительные алгоритмы для решения задач, которые раньше были неразрешимыми. Можно ожидать, что появятся гибридные продукты, когда квантовые компьютеры будут интегрированы в уже имеющуюся IT-структуру. Квантовые вычисления положат конец современному шифрованию и окажут неоценимое влияние на развитие искусственного интеллекта», – комментирует Филиппо Риззанте, технический директор компании Reply.

На выставке Consumer Electronics Show в начале 2019 года компания IBM анонсировала первый в мире коммерческий квантовый компьютер IBM Q System One. Многие эксперты сходятся во мнении, что разработка компании пока далека от совершенства и не позволяет говорить о широком применении квантовых компьютеров и их общедоступности. Однако это важный шаг на пути в будущее.

«Как по мне, в прикладном смысле самое важное – это размер. Ни один компьютер или телефон больше не будет иметь важных ограничений с точки зрения своего размера – мощности вычислений микроустройства хватит для выполнения любых задач. Это позволит встраивать компьютеры в глазные линзы, нанороботов или, например, даже в человеческие органы. Использование огромных дата-центров или облачных мощностей отпадет само собой, а вся секретная информация огромного предприятия будет умещаться на устройстве размером с монету».

Сергей Ефимов,
директор по маркетинговым технологиям OMD OM Group
Цифровые двойники

Некоторые производители в своей работе уже активно используют концепцию цифровых близнецов – она заключается в создании полностью виртуальной копии того или иного физического предмета, что позволяет оценивать его состояние, повышать эффективность ремонта и других операций.

Концепция цифровых близнецов настолько новая, что пока о ней почти никто не знает. Поэтому в Twitter об этом говорят крайне мало, в основном все ограничивается ссылками на какие-то отраслевые исследования или корпоративными объявлениями. Однако это изменится.

Gartner предсказывает, что цифровые копии станут важным трендом 2019 года. Особенно подобные разработки помогут в таких направлениях, как создание умных городов. Брендам стоит заранее приготовиться к тому, что в будущем у любого физического объекта может появиться собственный близнец в цифровом пространстве.

Умные ткани

В модном сезоне 2019 года нас ждет что-то принципиально новое – электронный текстиль. За 12 месяцев доля обсуждений умных тканей в Twitter увеличилась на 11%. Тема остается актуальной, ведь бренды продолжат экспериментировать в этом направлении. Кроме того, обсуждение экзоскелетов выросло на 13% с 2017 по 2018 год. Причем в 2019 году людей интересует не фантастическая сторона вопроса, а то, как реализовать подобные решения на практике.

«В 2019 году умные ткани начнут соответствовать своему названию. Стоит ожидать, что компании и стартапы представят технологические решения, которые позволят раскрыть потенциал подобных инноваций. Возможность собирать информацию с одежды открывает большие перспективы для индустрии здравоохранения и спорта. И именно благодаря тому, что эти ткани будут носить профессиональные спортсмены (которые традиционно предъявляют высокие требования к одежде), в какой-то момент электронный текстиль станет удобнее, мягче и практичнее – тогда его смогут использовать рядовые покупатели», – сообщил Энди Миллер, старший вице-президент по инновациям и разработке продуктов в компании AARP.

Голосовое управление

Управление голосом – популярное направление в развитии технологий, что находит отражение и в социальных сетях: с 2017 по 2018 год доля обсуждений на данную тему увеличилась в Twitter на 54%. Брендам стоит подумать, как интегрировать голосовых помощников в свою работу. Современные потребители в этом заинтересованы.

«Без преувеличения можно сказать, что голос становится мейнстримом. Эта новая технология изменит то, как люди взаимодействуют со своими гаджетами. Согласно некоторым прогнозам, к 2020 году половина всех поисковых запросов будет осуществляться с помощью голоса. Уже почти 40% используют голосовой поиск хотя бы один раз в день», – рассказывает Патрик Шоме, исполнительный вице-президент и руководитель отдела инноваций в области продуктов и услуг мобильного подразделения Samsung Electronics.

«Давайте будем честными: скоро фраза «Привет, Siri!» окончательно вытеснит поисковую строку. Можно прочитать страницу текста, а можно посмотреть ролик и усвоить материал в разы быстрее. Можно искать совпадения методом научного тыка и гадать на кофейной гуще массивов информации, а можно подключить большие данные и получить точный портрет аудитории и готовых клиентов. Ситуация с голосовым поиском аналогична – сегодня уже никто ничего не хочет вбивать руками. Фраза, предложение, команда – результат тот же – затрат меньше. Так что уход в прошлое ввода текста через клавиатуру – всего лишь вопрос времени».

Анастасия Сорокина,
операционный директор компании Reffection

«Алиса, бот-ассистент «Яндекса», более совершенна, чем ее западная коллега Siri, лучше распознает команды и учитывает ментальность аудитории. С ней можно поговорить по-человечески, что для русского человека очень важно. Развитие чувствительности к командам и широкий набор опций подкупают и вызывают желание воспользоваться ее помощью, ведь мы очень часто оказываемся в ситуации, когда наши руки заняты и искать информацию в сети (вызвать такси, найти нужное место, построить маршрут и т.д.) с телефона просто неудобно. Очевидно, что технология будет развиваться и находить в будущем все новых поклонников».

Руслан Богданов,
креативный директор агентства Feedstars
Искусственный интеллект

Об искусственном интеллекте (ИИ) говорят уже давно, однако в 2019 году фокус смещается от общего к частному. Люди все больше погружаются в детали: их интересует не направление в целом, а конкретные решения, например, робототехника. Отнимут ли машины нашу работу? Нет, однако изменения произойдут колоссальные. Часть профессий исчезнет навсегда, им на смену придут новые.

«Примерно 65% профессий, которые освоят в будущем сегодняшние школьники, в настоящее время еще не существует», – говорит Эми Маклауд, Corporate Diversity Officer компании Mitel. С автоматизацией бизнес-процессов для людей как никогда становятся ценны такие навыки, как критическое мышление, умение общаться и находить решения, выгодные для всех. Креативный склад ума важен для человека будущего, с этим согласен и Брайан Даффи, президент компании SAP в регионе EMEA North. Роботы не только нас не заменяет, но и помогут быть самими собой.

Развитие ИИ позволяет выстраивать между брендом и потребителем более персонализированную коммуникацию. Такого мнения придерживается Стефан Апстон, CEO и сооснователь платформы LoopMe. Однако о революции говорить пока рано. «Наши собственные исследования показывают, что треть маркетологов все еще не в состоянии оценить эффективность своих инвестиций в развитие ИИ. Мы рассчитываем, что в 2019 году ситуация изменится», ¬¬– говорит Стефан. Как утверждают другие эксперты, на данный момент подобные разработки находятся в зачаточном состоянии. Более того, в 2019 году вряд ли будет создано что-то принципиально новое в этой области. Скорее всего, сначала произойдет консолидация рынка ИИ, после которой и начнется развитие.

«Искусственный интеллект уже давно стал привычным в современном обществе. Шахматные компьютеры, навигаторы, вычисления уравнений, различные производства. Рекламный бизнес также не стал исключением. Маркетологи используют математические алгоритмы ИИ в рамках предиктивной модели для повышения эффективности медийной закупки, что напрямую отражается на результативности рекламных кампаний. Не думаю, что ИИ полностью заменит человека, так как это может привести к катастрофическим последствиям, а вот облегчить человеку жизнь, выполняя тяжелую рутинную работу (такую как анализ, вычисления, механические процессы производства), более чем сгодится! Машины будут очищать воду и воздух, сеять зерно, убирать мусор, перемещать нас безопасно и быстро, и, по-моему, это прекрасно»!

Игорь Нагорнов,
CEO Performance Marketing Lab
Дополненная аналитика

Благодаря использованию машинного обучения для анализа данных сложные технологии вроде Big Data становятся более доступными и понятными для тех, кто прежде никогда ни с чем подобным не сталкивался. Исследование социальных сетей от FleishmanHillard показывает, что в 2019 году тема дополненной аналитики становится все популярнее.

«Экспоненциальный рост данных – один из главных трендов времени. К 2025 году суммарный объем данных достигнет 175 зеттабайт, согласно исследованию IDC. Мы ожидаем, что в 2019 году компании будут тратить больше времени и денег на работу с данными», – полагает Элен Фарье, директор по международным коммуникациям Seagate.

Организации все чаще используют продвинутые системы и машинное обучение для анализа данных. Все это позволяет повысить эффективность брендов в самых различных областях бизнеса.

«Бренды, накопив большое количество данных, начинают делать первые эксперименты по их продаже пользователям. Например, сотовые операторы пытаются дополнительно монетизировать своих пользователей, показывая им рекламу. Финансовые организации также используют Big Data, чтобы получить дополнительную прибыль. Однако использовать Big Data следует очень аккуратно. Задействовать более глубокую аналитику полезно, но опасно возникновением негатива от существующих клиентов».

Екатерина Шинкевич,
General Manager CPAExchange
Блокчейн

Разговоры о блокчейне в большинстве случаев сводятся к криптовалютам, но в 2019 году это изменится. Исследование показывает, что среди обсуждаемых технологических тем в Twitter доля блокчейн стремительно выросла – с 24% в 2017 до 76% в 2018 году. И речь уже не только о майнинге и крипте. Все чаще блокчейн упоминают в контексте умных городов и цифровой трансформации. И для бизнеса здесь множество возможностей.

«Можно выделить три основных критерия, которые позволят компаниям стать лидерами в сфере блокчейна. Во-первых, это максимальная концентрация на разработке и поставке реальных продуктов. Во-вторых, активное партнерство с другими проектами, которое нивелирует слабые стороны обоих команд и усиливает преимущества. И в-третьих, для успеха такие компании должны глубоко погрузиться в ключевые отрасли экономики: искать, как их решения способны устранить основные болевые точки, облегчить работу брендам в том или ином сегменте, а также привлекать заинтересованных клиентов через образовательные проекты», – комментирует Бонни Чонг, венчурный партнер 500 Startups.

Можно ожидать, что крупных странах блокчейн выйдет из подполья и начнет регулироваться законом. «В 2019 году правительства разных стран сформируют нормативно-правовые базы вокруг блокчейна и криптовалют. Теперь не только инвесторы и бизнесмены понимают потенциал этих технологий, но и законодатели. В их интересах работать над тем, чтобы облегчить процесс создания цифровой инфраструктуры следующего поколения», – отметил Эндрю Янг, CEO компании NextGen Blockchain Technologies.

«Уверена, что пройдет еще пару лет, и блокчейн технологии дойдут до digital-рынка так же быстро, как в свое время это сделал programmatic. Блокчейн-технологии активно растут в мире, и мы уже видим крупных игроков, к примеру, Alibaba. Драйверами роста будут являться растущий спрос на упрощение бизнес-процессов, низкая стоимость транзакций, прозрачность, скорость. Дополнительным фактором роста станет резкое увеличение количества проектов, осуществляемых и финансируемых государствами и крупными отраслевыми компаниями. Могу отметить, что все больше и больше технологичных компаний и медиа на российском рынке смотрят в данном направлении».

Кристина Ветрова,
коммерческий директор платформы Advark

«Хорошо, что блокчейн и криптовалюты начали разделять в обсуждении. Иначе надвигающийся провал использования этой технологии как принципа обеспечения новых денег обесценил бы и здравую идею децентрализованных вычислений, хранения данных и т.д. Блокчейн-системы становятся – и станут – одним из важнейших принципов создания организационных и компьютерных систем двадцать первого века».

Сергей Ефимов,
директор по маркетинговым технологиям OMD OM Group

«Блокчейн – технология поистине впечатляющая и эффективная. В России она уже внедрена правительством в рамках приложения «Активный Гражданин» и отлично зарекомендовала себя. В 2019 году мы также должны увидеть широкий шаг навстречу этой технологии на уровне законодательства, исходя из планов правительства. Уверен, что блокчейн при грамотном подходе будет внедрен практически во все сферы жизни и бизнеса, но только тогда, когда придет время, и мастодонты рынка своих сфер подготовятся к этому. Конечно, у этой технологии есть и свои минусы, такие как скорость обработки информации, место для хранения данных, необходимые финансовые инвестиции в оборудование для вычислений, рентабельность в эквиваленте продолжительного времени. Вопросы, конечно, решаемые, но самый главный вопрос состоит в том, какая чаша весов в итоге перевесит – с преимуществами или с недостатками… Время покажет»!

Игорь Нагорнов,
CEO Performance Marketing Lab
Приватность информации

И крупные компании, и регулирующие органы пришли к осознанию, что дальнейшее технологическое развитие невозможно без установления четких рамок этики и приватности. Отчет Authentic Insights от FleishmanHillard показывает, что для более 80% потребителей безопасность и защита данных важнее вопросов здравоохранения, а также образования (в Великобритании) и свободы слова (в США). Защита информации и ответственное отношение к хранению данных – один из главных трендов 2019 года.

«Данные меняют нас. Необходимо постараться, чтобы эти изменения оказались полезными. Компании должны мыслить открыто – открытые модели, открытые источники, открытая культура – это позволит укрепить доверие, снизить затраты и обеспечить пользу для большего числа людей. Еще никогда мир не преображался так быстро, однако в будущем все станет еще быстрее. Если Instagram уже меняет то, как мы едим, а Uber – как мы передвигаемся, то 2019 станет годом, когда данные будут использованы для того, чтобы изменить нашу работу. Бизнес станет более осмысленным», – комментирует Брайан Даффи, президент компании SAP в регионе EMEA North.

Описанные выше перемены невозможны без надлежащей сохранности тех данных, с которыми работают компании. И это также один из главных технологических трендов времени. «В 2019 году технологические компании по всему миру выплатят более одного миллиарда долларов в качестве штрафов из-за утечек данных, произошедших с 2015 по 2018 годы. Бренды стараются сделать так, чтобы любые кражи или потери данных стали невозможными. Именно поэтому они нанимают профильных специалистов, а руководители отделов информационной безопасности (CISO) играют важнейшую роль в структуре современного бизнеса», – комментирует Синди Провин, CEO компании Thales eSecurity.

–ейтинг@Mail.ru